Технологии по большому счету развивались не для посиделок в соцсетях, а для того, чтобы быстрее передавать и анализировать информацию, качественнее выполнять те или иные процессы, связанные с нашей реальной жизнедеятельностью. Но в итоге максимальное распространение получили именно социальные сети — семена упали на благодатную почву, потому что человек всегда в первую очередь любит говорить о себе.
Время, в которое мы живем, называют веком нарциссизма, и это намного больше, чем просто самолюбование. Это все, что связано с самой сутью человека — самореализацией, самооценкой, самоуважением. Взрослея, мы все в свое время проходили период, когда предъявляли себя родителям и миру, испытывали острую потребность в том, чтобы нас понимали, принимали, чтобы нас как минимум замечали. Болезнь современного общества как раз заключается в том, что родители все меньше внимания уделяют детям, замечают их и демонстрируют свое одобрение. Дальше человек встречает такого же партнера, который больше озабочен чистотой своих ботинок, чем его внутренним миром. В итоге признание приходится искать «на стороне», и, как мы говорили выше, проще всего это сделать в соцсетях. Именно при помощи социальных сетей мы можем быстро и безболезненно любоваться собой, заигрывать с аудиторией, собирая «лайки». Порой это принимает самые извращенные формы, перерастая в эпатаж, троллинг и т. д. — так иногда проявляют себя неоцененные и незамеченные личности.
Оборотная сторона существования в сети — не выставление себя напоказ, а подглядывание за жизнью других. Вы наверняка замечали за собой, что, пролистывая посты, постепенно входите в некое состояние транса и уже не вникаете в суть сообщений, а просто кликаете, кликаете, кликаете… Есть теория, что подобное состояние можно объяснить на гормональном уровне. Если один или несколько раз вы получили в результате просмотра сообщений в соцсетях положительную эмоцию, гормон дофамин будет стимулировать вас бесконечно повторять это действие в надежде вновь испытать радость. Окситоцин — гормон привязанности, нежности — вырабатывается, когда вы находитесь в состоянии покоя, и именно монотонное пролистывание и кликание может оказывать на мозг успокаивающее действие. Примерно что-то подобное делают дети, когда тревожатся: они могут, например, монотонно раскачиваться вперед-назад. У уставшего от работы и пришедшего домой человека есть выбор: забыться в соцсетях, погрузившись в состояние покоя-транса или включиться в контакт с мужем или женой, приложить усилия, чтобы понять друг друга, быть готовым думать. Очень многие чаще выбирают первый вариант, потому что он проще.
Общение же в соцсетях сложно назвать общением как таковым. Ведь в этом процессе участвуют как минимум двое. Когда человек что-то говорит, его мысли, призывы, просьбы всегда адресованы кому-то. Обновляя статус, делая новый пост, пользователь как будто отправляет сообщение в никуда. Чьей реакции он ждет, какой реакции — непонятно. Думаю, и удовольствие от такого «общения» достаточно сомнительное. Чрезмерное увлечение соцсетями иногда сравнивают с вуайеризмом и эксгибиционизмом, но, на мой взгляд, общению в сети лучше бы подошел термин онанизм — общение в первую очередь с самим собой, самоудовлетворение.
Вы скажете, что ничего страшного нет в увлечении соцсетями, даже в чрезмерном, но я определенно могу сказать, что это путь, ведущий к одиночеству и неудовлетворенности своей жизнью. Пытаясь установить связь с сотнями виртуальных контактов в сети, человек сталкивается с реальным одиночеством. Пытается убежать от одиночества, а оно его настигает с трехкратной силой. Стоит задуматься, почему ты предпочитаешь запостить свою мысль, вместо того чтобы поделиться ей вживую с близким человеком. Думаю, что задаться вопросом, зависимы ли вы, стоит уже тогда, когда, публикуя пост или твит, вы не можете четко обрисовать мотивы этого поступка и предположить аудиторию, которой ваше сообщение адресовано.
Последствия понемногу проявляются уже сегодня. Огромное количество информации, которой перенасыщена наша жизнь, уже изменило привычные способы ее восприятия и осмысления. Если последнее поколение людей без интернета пользовалось абстрактно-логическим мышлением, проникало в суть явлений, старалось попасть скорее вглубь, чем охватить ширь, то нынешнее поколение в гонке за информацией вынуждено хватать все по верхам. Возникает эффект «клипового» мышления, ознакомительного подхода к изучению, без стремления вникнуть в подробности.
Век нарциссизма плавно переходит в свою следующую стадию, во время которой мы будем испытывать трудности не только на пути достижения цели, но и с большим трудом сможем добиваться ответа на, казалось бы, простые вопросы «Кто я?» и «Чего я хочу?».
Лента в соцсетях дает готовые рецепты жизни, вы смотрите на то, как другие люди отдыхают, строят отношения, совершают покупки — восприятие информации происходит как в клипе — урывками, но легкое ощущение сопричастности все же остается. Есть реальный вы, а есть нечто, живущее в параллельной вселенной, именуемой интернетом. Студентка Машенька месяц употребляет макароны и пельмени и лишь одну пятницу, после стипендии, может себе позволить сходить в клуб и побыть гламурной светской львицей. Но в Facebook у Маши пельменей не будет, только фото с вечеринок. Так какая Маша настоящая? И каждый день другие такие же Маши будут листать ФБ и рассматривать такие же посты в своей френдленте. И прóпасть между реальной жизнью и жизнью в соцсетях будет катастрофически нарастать. Наиболее яркий пример — геймеры (с их реальной жизнью и персонажем, за которого они играют). Отношения по принципу либо я «залипаю» в сети, либо вообще туда не захожу также свидетельство переходного периода к расщеплению действительности, разделению на белое и черное.
Соцсети стали зеркалом общества, и явление это отнюдь не безобидное. Расширяется перечень интернет- и киберзависимостей, а в этом, согласитесь, ничего хорошего нет. И если у алкоголиков или наркоманов наступает момент, когда они понимают, что стоит остановиться, то в случае с соцсетями звонок колокольчика, по которому зависимый человек поймет, что подошел к красной черте, звучит очень тихо…
Оригинал статьи опубликован на сайте onliner.by